Обрастание днища судна: болезнь и лечение

Обрастание днища судна: болезнь и лечение

RSS
EastMarine
1 марта 2022

Обрастание - головная боль для большинства владельцев плавсредств.

Давайте немного углубимся в историю.
Обрастание – явление известное очень давно, первое письменное упоминание о котором, датирует в 5 веке до н.э. В то время, финикийцы боролись с этой проблемой достаточно примитивным, но всё же действенным способом. В ход шли молотки, с помощью которых отчищались днище и борта плавсредства от прикрепившихся моллюсков.

Спустя время, методы борьбы становились современнее: многослойная обшивка корпуса, покрытие смолой, дёгтем с добавлением серы, мышьяка, пороха и т.д., всё это использовалось в качестве защиты днища судна от обрастания.

Мы же с Вами поговорим о современном методе – покрытие корпуса необрастающей краской.

Но для начала разберём к чему приводит обрастание днища моллюсками, водорослями и прочими морскими организмами.

  • снижение скорости плавсредства
  • повышение расхода топлива
  • усиленный износ механизмов и, соответственно, увеличение эксплуатационных расходов
  • затруднения с подачей воды по судовым трубопроводам, что, в свою очередь, разрушающе действует на защитные покрытия, усиливая коррозию металла.

Теперь о «необрастайке», здесь важно знать несколько основных моментов:

  1. выбор краски зависит от типа судна и условий его эксплуатации
  2. немало важную роль играют продолжительность навигации и районы плавания судна
  3. характер обрастания в зоне плавания и сроков постановки плавсредства в док.

Состав: полимер (связующий компонент, создающий пленку, удерживающую компоненты краски на поверхности корпуса судна), ядовитые компоненты (препятствуют биологическому обрастанию), пигменты (зависит цвет покрытия), растворитель (определяет такие свойства краски, как текучесть и скорость высыхания).
Учитывая сложность состава, вредность компонентов и необходимость тонкого перетира составляющих, такие краски готовят только в промышленных условиях.

По цвету противообрастающие краски должны отличаться от противокоррозионных, т.к. это позволяет контролировать правильность нанесения их на противокоррозионные покрытия.

Что касается разновидности необрастающей краски:

  1. «водоизмещающие» и «глиссирующие». Имеют различную прочность покрытия и предназначены для работы на разных скоростях.
  2. «однолетние» и «многолетние». При использовании «однолетних» старое покрытие очищаем осенью, новое наносим весной перед началом сезоны. Многолетние составы более стойкие и нуждаются лишь в осенней мойке, однако стоят дороже.
  3. по составу необрастающие покрытия делятся на медьсодержащие и без наличия меди. Для обработки пластиковых корпусов могут применяться как те, так и другие. В случае обработки корпусов из алюминиевых сплавов необходимо использовать составы, в которых медь отсутствует, дабы избежание возникновения электрохимической коррозии.

Существует и несколько способов нанесения необрастающей краски:

  1. промышленный, иными словами, метод безвоздушного распыления, чаще всего применяется на больших судах при нанесении на поверхности большой площади.
  2. полупрофессиональный или метод пневматического распыления. Используется преимущественно при обработке новых корпусов.
  3. любительский – при помощи валика или малярной кисти. Позволяет обойтись минимумом оборудования, не требует специальных условий несения.
EastMarine