Обрастание - головная боль для большинства владельцев плавсредств.
Давайте немного углубимся в историю.
Обрастание – явление известное очень давно, первое письменное упоминание о котором, датирует в 5 веке до н.э. В то время, финикийцы боролись с этой проблемой достаточно примитивным, но всё же действенным способом. В ход шли молотки, с помощью которых отчищались днище и борта плавсредства от прикрепившихся моллюсков.
Спустя время, методы борьбы становились современнее: многослойная обшивка корпуса, покрытие смолой, дёгтем с добавлением серы, мышьяка, пороха и т.д., всё это использовалось в качестве защиты днища судна от обрастания.
Мы же с Вами поговорим о современном методе – покрытие корпуса необрастающей краской.
Но для начала разберём к чему приводит обрастание днища моллюсками, водорослями и прочими морскими организмами.
- снижение скорости плавсредства
- повышение расхода топлива
- усиленный износ механизмов и, соответственно, увеличение эксплуатационных расходов
- затруднения с подачей воды по судовым трубопроводам, что, в свою очередь, разрушающе действует на защитные покрытия, усиливая коррозию металла.
Теперь о «необрастайке», здесь важно знать несколько основных моментов:
- выбор краски зависит от типа судна и условий его эксплуатации
- немало важную роль играют продолжительность навигации и районы плавания судна
- характер обрастания в зоне плавания и сроков постановки плавсредства в док.
Состав: полимер (связующий компонент, создающий пленку, удерживающую компоненты краски на поверхности корпуса судна), ядовитые компоненты (препятствуют биологическому обрастанию), пигменты (зависит цвет покрытия), растворитель (определяет такие свойства краски, как текучесть и скорость высыхания).
Учитывая сложность состава, вредность компонентов и необходимость тонкого перетира составляющих, такие краски готовят только в промышленных условиях.
По цвету противообрастающие краски должны отличаться от противокоррозионных, т.к. это позволяет контролировать правильность нанесения их на противокоррозионные покрытия.
Что касается разновидности необрастающей краски:
- «водоизмещающие» и «глиссирующие». Имеют различную прочность покрытия и предназначены для работы на разных скоростях.
- «однолетние» и «многолетние». При использовании «однолетних» старое покрытие очищаем осенью, новое наносим весной перед началом сезоны. Многолетние составы более стойкие и нуждаются лишь в осенней мойке, однако стоят дороже.
- по составу необрастающие покрытия делятся на медьсодержащие и без наличия меди. Для обработки пластиковых корпусов могут применяться как те, так и другие. В случае обработки корпусов из алюминиевых сплавов необходимо использовать составы, в которых медь отсутствует, дабы избежание возникновения электрохимической коррозии.
Существует и несколько способов нанесения необрастающей краски:
- промышленный, иными словами, метод безвоздушного распыления, чаще всего применяется на больших судах при нанесении на поверхности большой площади.
- полупрофессиональный или метод пневматического распыления. Используется преимущественно при обработке новых корпусов.
- любительский – при помощи валика или малярной кисти. Позволяет обойтись минимумом оборудования, не требует специальных условий несения.