Надувные лодки

Надувные лодки

Надувные лодки, представленные на российском рынке, подразделяются на гребные и моторные.

Гребные лодки, как правило, имеют простую конструкцию: надувные борта из нескольких отсеков и надувное дно. В последнее время производители выпускают гребные лодки с реечными пайолами (фанерные полоски, вставленные в днище и образующие сплошной настил). Для меньшего сопротивления гребле такие лодки имеют профилированные баллоны (борта), имеющие схождение в носу и в корме. Такие лодки применяются рыбаками на небольших акваториях (для прибрежного лова), охотниками и туристами.

Разновидностью гребных лодок являются "рафты" и байдарки. Рафт - надувная лодка для сплава по горным рекам, обычно рассчитанная на несколько гребцов. Специфика применения такой лодки - жесткие условия эксплуатации, при которых ткань лодки испытывает удары и трение о грунт и камни. Байдарки обычно используются для более спокойных путешествий по рекам (но используются и для экстремальных спусков по горным речкам). Как правило, выпускаются для одного или двух гребцов.

Надувные моторные лодки достаточно разнообразны по конструкции. Наиболее часто встречающейся компоновкой является лодка с надувными бортами (из нескольких отдельных секций), жесткими сборными пайолами, надувным килем и транцем, приклеенным к бортам. Такие лодки используются с моторами мощностью от 5 до 40 л.с.

Для меньших мощностей моторов выпускаются лодки с надувным (не высокого давления) или реечным днищем. Моторы мощностью 2-4 л.с. обычно не позволяют использовать лодки в глиссирующем режиме. Поэтому плоское днище здесь не помеха.

Отдельным вариантом для моторов как небольшой мощности, так и для моторов более 40 л.с. выпускаются лодки с жестким днищем и надувными бортами. Это лодки RIB (Rigid Inflatable Boats). Данный тип лодок имеет жесткий корпус (чаще стеклопластиковый, реже алюминиевый) с транцем, выполненным конструктивно единой деталью с корпусом. Эта особенность позволяет эксплуатировать лодку с большими нагрузками и моторами с самой большой мощностью. Кроме того, жесткому днищу проще придать гидродинамически правильные обводы, что позволяет лодке развивать большую, по сравнению с обычной надувной лодкой, скорость.

Существует вариант надувных моторных лодок с транцем и надувным днищем высокого давления. Такие лодки максимально компактны в сдутом состоянии, но имеют худшие скоростные характеристики.

Преимуществами лодок с надувным или реечным днищем можно признать их максимальную компактность и минимальную для моторных надувных лодок цену. Лодки с жестким сборным днищем более объемны, но все же, как правило, умещаются в две сумки и перевозятся без проблем. Лодки с жестким неразборным днищем (RIB) подразумевают относительную компактность. Сдув борта, можно уменьшить габариты, но чаще всего эксплуатация таких лодок подразумевает использование лодочного трейлера для их перевозки.

Кроме конструктивных особенностей надувные лодки отличаются материалами, из которых они изготовлены. Чаще всего это армированные поливинилхлоридные (ПВХ) ткани. Российские производители надувных лодок используют ткани производства Ю.Кореи, Финляндии или Германии. Обычно это пятислойные ткани, специально разработанные для надувных лодок. При производстве используется технология склейки, некоторые зарубежные производители, например французская Zodiac, при сборке сваривают швы. Это считается более надежной технологией, но учитывая, что большинство российских производителей дают гарантию на швы своих лодок, для конечного потребителя не особенно важно, какая технология использовалась.

Некоторые российские производители до сих пор выпускают надувные лодки (в том числе моторные) из прорезиненных тканей. Такие лодки наименее надежны и недолговечны. Преимуществом таких лодок является только цена. При этом пользователю лодки приходится во время эксплуатации постоянно бороться с "травящими" швами лодки. Да и риск повреждения ткани такой лодки, например, о грунт достаточно велик. На российском рынке встречаются лодки из материала, называемого "хайполон". Этот материал наиболее дорог, но при этом имеет отменные прочностные характеристики. Надувные лодки из этого материала применяются вооруженными силами и береговой охраной многих стран.

Обращая внимание на вес надувной лодки, не забывайте, что вес - прямой показатель толщины применяемой ткани. Это взаимосвязанные характеристики, поэтому слишком легкая лодка будет из тонкой ткани, что скажется на сроке её эксплуатации.

Два слова о представляемой нашей компанией торговой марке Aero. Все лодки выпускаются из высококачественных материалов, ткань поливинилхлоридная, в основном производства Финляндии. Комплектующие также по большей части импортные. Надувные моторные лодки моделей Aero U-260S и Aero U-280S имеют реечное днище. Остальные модели надувных лодок имеют жесткое сборное днище.