Лодки и катера б/у

Лодки и катера б/у

Многие озадачиваются покупкой лодки или катера б/у. Разумнее было бы купить новое судно, но, поскольку здесь речь идет только о б/у, воздержимся от сравнений.


Общие принципы при покупке такой техники.

Какие бы вы ни выбрали компоновку, производителя, на какой бы ни остановились сумме, помните, что при покупке лодки или катера главное, что бы покупка была вам "по душе". Очень часто приходится идти на какие-либо неудобства или переплачивать только потому, что хочется приобрести именно то, что понравилось. Поэтому первое, с чего мы начнем, - определимся, ЧТО вам нравится. С приходом импортной техники появилось масса вариантов компоновок и предназначений судов. Потратьте час-другой, поищите в интернете, в журналах, посетите пару-другую стоянок. Скорее всего, вы быстро определитесь, ЧТО вам нужно. Если вы предполагаете путешествовать с ночевками, выбирайте судно с каютой, если предполагаете заниматься рыбалкой, потребуется судно с небольшой каютой или без и с рыбным ящиком, если думаете использовать корпус как воднолыжный буксировщик, судно тоже должно быть соответствующим.

Если вы не большой специалист в водно-моторной технике, либо не уверены в своем выборе - обратитесь в любую приличную компанию, занимающуюся торговлей такой техникой - они помогут вам выбрать. Во всяком случае, в приличной компании всегда есть масса каталогов, отражающих рынок техники б/у с подробным описанием моделей и их характеристик. Для выбора компоновки катера можно зайти на сайт www.yachtworld.com. Этот сайт содержит фотографии, описание и цены на катера большинства производителей мира. Здесь легко можно сравнить цены на катера одинакового размера, но разных производителей, разных по оснащению и т.п. После выбора компоновки, размера, типа судна можно приступить к процедуре покупки.


Лодки и катера под подвесной мотор (моторы).

К сожалению, средний возраст ввозимой в Россию техники б/у составляет более 20 лет. Конечно, на российских сайтах лодок и катеров б/у вы не увидите предложения лодок 1975 года, но знайте, что большая часть ввозимой техники - именно этих преклонных годов. Если вы хотите купить все же не настолько старый корпус, будьте подготовленным, "знающим".

Проконсультируйтесь подробно в компании, вызывающей доверие, какие модели в какие года выпускались. Поскольку цена ошибки велика. Цена на пятиметровую лодку может быть от 1500 до 8000 долларов, и не факт, что корпус за 8000 будет лучше корпуса за 1500. Корпус за 8000 может реально стоить 9000, а корпус за 1500 может не стоить и 500.

Импортные производители как не брезговали, так и не брезгуют применением низкокачественных материалов при изготовлении своей продукции. По всей видимости, они исходят из того, что корпус не может служить больше, к примеру, 20 лет. В результате очень частая проблема, обнаруживающаяся при покупке лодки - сгнившие деревянные и фанерные закладные детали. Например, транец. Внешне он выглядит неплохо, но на самом деле на такой транец мотор вешать нельзя, поскольку внутри - труха. Или возьмем к примеру кресло на стойке (внизу оно обычно крепится через пластик с деревянной закладной деталью). Покупали - стоит. Вышли в море - кресло на полном ходу отваливается (последствия могут быть разные - сами дофантазируете).

Итак, несколько простых советов (предполагающих, что с типом, компоновкой, весом, килеватостью и энерговооруженностью вы уже определились). Постарайтесь купить корпус не старше 20 лет, закладные деревянные детали должны быть целыми, гелькоут не должен быть покрыт частой мелкой сеткой трещин. Год выпуска на лодках американского производства обычно отлит в гелькоуте в правом верхнем углу транца. Год выпуска японских лодок лучше определять по справочникам и каталогам. При этом именно по японским лодкам лучше не искать информацию в интернете - на японских сайтах очень много несоответствий и ошибок. Если вы покупаете лодку с мотором, почитайте также о выборе подвесного мотора б/у.


Катера со стационарным двигателем (двигателями) и, как правило, с угловыми колонками (inboard/outboard) или линией вала (прямые или угловые редукторы).

Покупая данный катер, тщательно подойдите к осмотру корпуса, как описано выше. Не стесняйтесь так же поковырять найденную на днище заплатку - нередко после такой процедуры вываливается кусок шпаклевки весом килограммов 5. Кроме того, избегайте покупать катер, произведенный в Тайване (эти катера наиболее проблемны во всех отношениях - от пластика до силовых установок). Но все же, поскольку данный тип судна, как правило, достаточно дорогостоящий, остановимся подробнее на выборе силовой установки катера.

Основные марки силовых установок, применяемых на импортных катерах, - это (в порядке убывания популярности) Mercruiser, OMC, Volvo-Penta, Nissan, Yamaha, Chrysler. Последние три производителя используют при производстве силовых установок узлы и агрегаты других производителей. Например, Nissan компонует свои двигатели с угловыми колонками Volvo-Penta, Yamaha использует базовые двигатели General Motors, оснащая силовую установку угловой колонкой и навесным оборудованием, Chrysler использует колонки Volvo-Penta под своей торговой маркой. Из последних трех производителей (Nissan, Yamaha, Chrysler) можно без особой опаски приобретать лишь катер с силовой установкой Yamaha, так как на силовые установки Nissan и Chrysler практически не достать запасные части. В любом случае, эти три марки лучше не приобретать.

Наиболее часто встречаются силовые установки Mercruiser, OMC, Volvo-Penta. Их и будем рассматривать, как ваш потенциальный выбор. Самой широко используемой в мире (и в России также) силовой установкой является Mercruiser. Именно на ней и следует остановить свой выбор. Но и среди силовых установок этой марки есть свои приоритеты.

Двигатели Mercruiser. Предпочитайте бензиновые двигатели на базе моторов General Motors. Это надежные неприхотливые двигатели, запасные части на них наиболее доступны как по цене, так и по наличию на складах продавцов. Перечислим модели наиболее популярных двигателей на базе GM - 2.5, 3.0, 4.3, 5.0, 5.7, 7.4, 8.1 (литры рабочего обьема). Двигатели 4.1 и 6.2 менее популярны. Первый (рядная шестерка) - по причине того, что давно снят с производства, второй (V-образная восьмерка) еще будет популярен, но пока встречается редко (в настоящее время производится).

Избегайте покупать силовую установку Mercruiser на базе двигателей Ford. Эти моторы давно сняты с производства, запасных частей на них не найти, а если и найдете, то намного дороже, чем аналогичные запчасти (даже тех же годов выпуска) на моторы на базе GM. Модели на базе Ford - 3.7 (рядная четверка), 5.0 (V-образная восьмерка - не перепутайте с GM!), 5.8 (V-образная восьмерка).

Уловые колонки Mercruiser. Mercruiser представлен, в основном, моделями угловых колонок R, MR, Alpha, BravoI, BravoII, BravoIII. Первая и вторая - достаточно старые модели и сейчас редко встречаются.

Модель Alpha - развитие модели MR, она конструктивно выполнена с нижним редуктором в виде узла от большого подвесного мотора Mercury (с нижним храповичным включением реверса). Верхний редуктор - обычная угловая передача. Именно в верхнем редукторе изменяется передаточное число установкой разных шестерен (для разных по мощности моторов применяется разное передаточное отношение, например, для двигателя 2.5 - 1.98, для двигателя 4.1 - 1.65, для двигателя 5.7 - 1.5). Существует несколько поколений угловых колонок Alpha. Сейчас, в основном, встречаются поколения Alpha one и Alpha Gen II. Последняя модель выпускается с 91 года и конструктивно ничем не отличается от первой, за исключением мелочей (внешне выглядит более современно).

Серия угловых колонок Bravo - с фрикционным (конусный металлический фрикцион расположен в верхнем редукторе колонки) включением. Эти угловые колонки гораздо более надежны, чем Alpha, более удобны и комфортны в эксплуатации. Bravo I устанавливается, как правило, на небольших скоростных судах и имеет такой же диаметр нижнего редуктора, как у Alpha (соответственно, их гребные винты взаимозаменяемы), Bravo II устанавливается на катера от 24 до 38 футов (винт большого диамера), Bravo III устанавливается как на небольшие скоростные катера, так и на тяжелые катера (имеет два гребных винта противоположного вращения). Совет при выборе угловых колонок Mercruiser: если есть выбор - предпочтите Bravo II.


Реже встречаются силовые установки ОМС и Volvo-Penta. Первая уже не производится и катера с этими силовыми установками будут все реже встречаться (именно поэтому стоит избегать покупки катера с ОМС). Вторая марка производится и в настоящее время, но встречается нечасто по причине своей дороговизны (как самой силовой установки, так и запасных частей, обслуживания и т.п.).

Двигатели ОМС. Выпускались как на базе General Motors, так и на базе Ford (см. рекомендации выше). Модели двигателей Ford, на базе которых производились двигатели ОМС, - 5.0, 5.8, 7.5 (литры рабочего обьема). Повторюсь, избегайте покупать силовую установку на базе двигателей Ford.

Угловые колонки ОМС. В основном, это модели Stringer (выпускалась до 1985 года), Cobra и King Cobra (выпускались до 93 года). Первая модель давно устарела, встречается редко. Наиболее часто встречаются модели Cobra 400 и Cobra 800. Конструктивно выполнены как Alpha у Mercruiser, но с помпой забортной воды в верхнем редукторе (у Alpha помпа забортной воды установлена на подвесном двигателе - на нижнем редукторе, что сильно затрудняет замену крыльчатки). King Cobra с фрикционным включением была выполнена по аналогии с Bravo I, но применялась на всех катерах, не только на скоростных. Сегодня встречается редко. При равных условиях (из ОМС) предпочтите модель Cobra 800. Даже при том, что King Cobra надежнее, у этой модели большие проблемы с запасными частями.

Двигатели Volvo-Penta. Встречаются как модели, выполненные на базе двигателей General Motors, так и собственные двигатели, конвертированные Volvo (бензиновые и дизельные). Советуем предпочесть двигатели на базе GM (см. выше).

Угловые колонки Volvo-Penta. В целом очень надежные, но и столь же дорогие. Все колонки - с фрикционным включением, как одновинтовые Single Prop (модели 200-290), так и двухвинтовые Duo Prop (модели 280-290). Помпа забортной воды устанавливается на двигателе. Внешне колонки выпуска до 94 года выглядят устаревшими. Конструкция колонок подразумевает их откидку при наезде на препятствие, но именно этот узел (отвечающий за откидку и подьем колонки) является у Volvo-Penta наиболее проблемным. Уделите особенное внимание этому механизму при выборе Volvo-Penta.


Катера с силовыми установками и линией вала (inboard).

На катерах размером 28-38 футов часто встречаются бензиновые моторы на базе GM. Основные марки силовых установок - Mercruiser, OMC, Volvo-Penta, Crusader, Indmar, Pleasurecraft, Chris-Craft. Встречаются и другие марки - Chrysler, Universal. Предпочтите Mercruiser. На катерах размером 36 и выше, как правило, устанавливаются дизельные двигатели Detroit, Caterpillar, Hino, Volvo-Penta, Man и другие. Выбирая катер с дизельным двигателем, предпочтите ту марку силовой установки, сервис которой доступен в вашем регионе.


Это только общие рекомендации для выбора лодки или катера. Несомненно, лучшим вашим решением будет все же доверить покупку катера проверенной компании с грамотными специалистами. Кроме корпуса и силовой установки на приличном катере есть еще множество систем, подвергающихся проверке при покупке. Это системы водоснабжения, электрообеспечения, фекальная система, системы управления, системы жизнеобеспечения, климат-системы. Во всем самостоятельно разобраться очень трудно. В любом случае, компания East Marine желает Вам удачного выбора.